"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ  БАСҚАРМАСЫНЫҢ  СТЕПНОГОРСК  ҚАЛАСЫ БОЙЫНША   БІЛІМІ  БӨЛІМІ  ЖАНЫНДАҒЫ СТЕПНОГОРСК ҚАЛАСЫНЫҢ "АЙГӨЛЕК" №1 БАЛАБАҚШАСЫ"  МЕМЛЕКЕТТІК  КОММУНАЛДЫҚ  ҚАЗЫНАЛЫҚ  КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КОММУНАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ПРЕДПРИЯТИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 "АЙГӨЛЕК"  ГОРОДА СТЕПНОГОРСК ПРИ ОТДЕЛЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ СТЕПНОГОРСК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Бiз әлеуметтік желідеміз

                       

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

05.04.2018

Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является

необходимым условием для становления и совершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и

привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты

характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских

заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим

образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и

характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на

состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность

(ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является

важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное

воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в

пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности)

возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение

функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается

сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. При недостаточной двигательной

активности ребенка неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции

и снижение физической работоспособности ребенка.

Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение

индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и

осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода.

Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому

восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия же на свежем воздухе, как

известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную

осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые

в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка

движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и

дыхательную системы. Он завоевал в последнее время большую популярность в

основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных

возможностей организма. В этом беге важно выделить невысокий темп, не ускорять,

не замедлять его, бежать ритмично. Привычка бегать помогает получить ежедневную

дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям,

функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального

подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться

об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также

выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных

процессов и со­стояние костной, мышечной и сердечнососудистой систем организма.

Она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и соци­альным

и в течение жизни че­ловека играет разную роль.

Систематические занятия физической культурой и спортом позволяют непрерывное совер­шенствование

органов и систем организма человека. В этом, главным образом, и

заключается  положительное влияние

физической культуры на укрепление 

здоровья.

Под влиянием мышечной  деятельности происходит

гармоническое развитие всех отделов  ЦНС.

При э том важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообраз­ными

и не вызывали переутом­ления.

Физические упражнения спо­собствуют хорошей работе орга­нов пищеварения, помогая пере­вариванию

и усвоению пищи, активизируют деятельность пе­чени и почек, улучшают деятель­ность

желез внутренней секре­ции: щитовидной, половых, над­почечников, играющих

огромную роль в росте и развитии растуще­го организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца

сокращается сильнее, повышает­ся выброс сердцем крови в ма­гистральные сосуды.

Постоянная тренировка системы кровообра­щения ведет к ее функциональ­ному

совершенствованию. Кро­ме того, во время работы в кро­воток включается и та

кровь, которая в спокойном состоя­нии не циркулирует по сосудам.

Легкие при систематических занятиях физическими упраж­нениями увеличиваются в объ­еме,

дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для их

венти­ляции.Кроме того, занятия физичес­кими упражнениями вызывают

положительные эмоции, созда­ют хорошее настроение. Поэто­му становится

понятным, поче­му человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта,

стремится к регулярным занятиям ими.

Таким образом, достаточная двигательная активность — не­обходимое условие гармоничес­кого

развития личности.

Двигательной активностью называется суммарная величи­на разнообразных движений за

определенный промежуток вре­мени (час, сутки). Двигательный режим должен

удовлетворять биологическую по­требность в движении, которая, в свою очередь,

строго индиви­дуальна и зависит:

·        от физиологических факто­ров;

·         социально-экономических условий жизни, его ценност­ных и культурных ориентиров;

·                 организации физического воспитания;

·                  генетических факторов;

·                  индивидуальных особеннос­тей высшей нервной деятель­ности;

·                  телосложения и функцио­нальных возможностей расту­щего организма;

·                  количества свободного време­ни и характера его использо­вания;

·                  доступности спортивных со­оружений и мест отдыха. Физические упражнения вы­зывают

повышенную потреб­ность организма в кислороде, в результате чего увеличивается

жизненная емкость легких, улуч­шается подвижность грудной клетки. Кроме того,

полное рас­правление легких ликвидирует застойные явления в них, скоп­ление

слизи и мокроты, т.е. слу­жит профилактикой возможных заболеваний.

Уровень привычной двигатель­ной активности может не соответствовать биологической по­требности

организма в движени­ях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному

развитию, сохране­нию и укреплению здоровья детей.

Здоровье в значительной сте­пени зависит от уровня привыч­ной двигательной активности,

который определяется биологи­ческими и социальными факто­рами. Ведущие

биологические факторы, формирующие потреб­ность организма в движениях, —

возраст и пол.

Так, с возрастом увеличива­ется не просто величина суточ­ной активности, но и зависи­мость

от пола. Например, у де­вочек 7 лет физическая активность практически не от­личается

от аналогичной вели­чины у мальчиков, но по мере взросления различия двигательного

режима становятся существенными — у девочек она ниже.

Наименьшая двигательная активность наблюдается у детей, не занимающихся спортом или

другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с

нача­лом обучения в школе.

Важными социальными фак­торами, формирующими при­вычную двигательную актив­ность,

являются организация массовых спортивных соревно­ваний и создание благоприят­ных

условий для регулярных тренировочных занятий раз­личными видами спорта. Образ

жизни семьи, ее двигательный режим также существенно вли­яют на формирование у

детей осознанной потребности в ак­тивной двигательной деятель­ности.Придавая

особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников,

необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным

занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя

гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок,

физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

  С целью оптимизации двигательной активности и

закаливания детей внедряются дополнительные виды занятий двигательного

характера,  и  закаливающих мероприятий,: оздоровительный

бег на воздухе во время зарядки, , 

двигательная индивидуальная работа с детьми по развитию движении ,

гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической

культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития

оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по

инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных

двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным

источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от

индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение

отвожу активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут

принимать участие и дети среднего возраста ДОУ. К таким занятиям относится

неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на

воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих

себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами, они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка в младенческом возрасте. К сожалению, в силу недостаточно

развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом

месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для

ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют

курением и алкоголем. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо

приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять

детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые

способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят

в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную и физически развитую личность.

Просмотров: 424


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст