Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является
необходимым условием для становления и совершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к
утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и
привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты
характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских
заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим
образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и
характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на
состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность
(ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является
важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное
воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в
пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности)
возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение
функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается
сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. При недостаточной двигательной
активности ребенка неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции
и снижение физической работоспособности ребенка.
Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение
индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и
осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода.
Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому
восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия же на свежем воздухе, как
известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную
осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые
в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка
движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и
дыхательную системы. Он завоевал в последнее время большую популярность в
основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных
возможностей организма. В этом беге важно выделить невысокий темп, не ускорять,
не замедлять его, бежать ритмично. Привычка бегать помогает получить ежедневную
дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.
Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям,
функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального
подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться
об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также
выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных
процессов и состояние костной, мышечной и сердечнососудистой систем организма.
Она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным
и в течение жизни человека играет разную роль.
Систематические занятия физической культурой и спортом позволяют непрерывное совершенствование
органов и систем организма человека. В этом, главным образом, и
заключается положительное влияние
физической культуры на укрепление
здоровья.
Под влиянием мышечной деятельности происходит
гармоническое развитие всех отделов ЦНС.
При э том важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными
и не вызывали переутомления.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию
и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность
желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих
огромную роль в росте и развитии растущего организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца
сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды.
Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному
совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та
кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам.
Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме,
дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для их
вентиляции.Кроме того, занятия физическими упражнениями вызывают
положительные эмоции, создают хорошее настроение. Поэтому становится
понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта,
стремится к регулярным занятиям ими.
Таким образом, достаточная двигательная активность — необходимое условие гармонического
развития личности.
Двигательной активностью называется суммарная величина разнообразных движений за
определенный промежуток времени (час, сутки). Двигательный режим должен
удовлетворять биологическую потребность в движении, которая, в свою очередь,
строго индивидуальна и зависит:
· от физиологических факторов;
· социально-экономических условий жизни, его ценностных и культурных ориентиров;
· организации физического воспитания;
· генетических факторов;
· индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности;
· телосложения и функциональных возможностей растущего организма;
· количества свободного времени и характера его использования;
· доступности спортивных сооружений и мест отдыха. Физические упражнения вызывают
повышенную потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается
жизненная емкость легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того,
полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление
слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности
организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному
развитию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Здоровье в значительной степени зависит от уровня привычной двигательной активности,
который определяется биологическими и социальными факторами. Ведущие
биологические факторы, формирующие потребность организма в движениях, —
возраст и пол.
Так, с возрастом увеличивается не просто величина суточной активности, но и зависимость
от пола. Например, у девочек 7 лет физическая активность практически не отличается
от аналогичной величины у мальчиков, но по мере взросления различия двигательного
режима становятся существенными — у девочек она ниже.
Наименьшая двигательная активность наблюдается у детей, не занимающихся спортом или
другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с
началом обучения в школе.
Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность,
являются организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных
условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ
жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у
детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.Придавая
особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников,
необходимо определились приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным
занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя
гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок,
физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации двигательной активности и
закаливания детей внедряются дополнительные виды занятий двигательного
характера, и закаливающих мероприятий,: оздоровительный
бег на воздухе во время зарядки, ,
двигательная индивидуальная работа с детьми по развитию движении ,
гимнастика.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической
культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития
оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по
инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных
двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным
источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от
индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение
отвожу активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут
принимать участие и дети среднего возраста ДОУ. К таким занятиям относится
неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на
воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих
себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами, они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в младенческом возрасте. К сожалению, в силу недостаточно
развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом
месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для
ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют
курением и алкоголем. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо
приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять
детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые
способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.
Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят
в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.
Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную и физически развитую личность.