Ребенку
в первом классе
Ребенку в первом классе будет легче, если он… -
ориентируется во времени: знает времена года, названия месяцев, времени суток,
дней недели; ориентируется в пространстве: как расположены предметы
относительно друг друга выше-ниже, слева, справа от…; в собственном теле: левая
рука, правая нога, левый глаз, правое ухо; - различает близкие по
звучанию звуки п-б, з-с, в-ф, к-г, ш-ж, т-д, ч-ть, с-з, и др.; слова
почка-бочка, суп-зуб, речка-редька, лак-рак, крыша-крыса, плащ-плач… и др.; -
умеет составлять связный рассказ по картинке, по серии картинок, о поездке на
дачу..; - умеет изменять слова по числам (лист – листья), родам
(сладкий-сладкая-сладкое), по падежам (суп — в супе — нет супа), образовывать
новые слова (железо-железный, сапог- сапожище- сапожок); - может ответить что
лишнее: «Самолет, ракета, бабочка, вертолет. И т. п.» и объяснить почему; -
может исправить: «Машина стояла около домом. Родной дочь. Кот спрыгнул от
печки. Зима пришла, потому что река замерзла. И т.п.»; - ответит на вопросы:
«Мама позвала дочку домой. Кто дома? Петя выше Саши. Кто ниже?»; - может
запомнить и повторить ряд из 4-6 чисел , ряд из 7-10 слов; - умеет играть в
игры с правилами (не нарушает правила, не нервничает); - понимает и четко
выполняет инструкции взрослого (Саша, посади мишку на диван, а мяч положи под
стул. Отнеси бабушке полотенце, а мне принеси с кухни чашку). В какие игры
играть перед школой? Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в
день): 1. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на
последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот… 2.
Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться
слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры
«Морской бой», «Крестики-нолики». 3. Игра с мячом «Я знаю пять имен
девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает
взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает
словарь ребенка. 4. Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш?
Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка
запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами. 6.
Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму,
разовьете его выносливость. 7. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у
медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у
верблюда, у козы, и т.д. 8. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное — несъедобное»
развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику,
координацию, ловкость. 9. Учить сложные слова (Сковородка стоит на плите.
Милиционер Валерий регулирует движение. Троллейбус остановился у
светофора и др.), скороговорки. 10. Развивайте ориентацию в собственном теле:
«Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку,.. Дотронься левой рукой
до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз,.. и т.д.»
11. «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы… 12.
Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия
месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь). 13. Игра
«Большой-маленький» Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?.. 14. Игра
«Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом)
сперва простые ритмы: ! ! , !! !! , !
!! , !! ! , затем сложнее: ! !! ! , !!
! !! , !! !!! ,… Ребенок слушает и старается его
воспроизвести. Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед
сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не
ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк»,
что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.