Шпаргалка для родителей по развитию речи.
1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны
на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают
занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться
неправильный прикус. Пострадает и произношение.
2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и
уклада языка).
3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и
речь людей (особенно мамы). Недостаток общения может значительно задержать развитие речи.
Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг
него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые,
которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом
выслушивая его.
5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха
чрезмерно активный, постоянно двигается.
6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой.
Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет
говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш
просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую
массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А
позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается
копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.
8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов).
Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок,
обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик
пыхтит и т.п.).
10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки
расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр
речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
Помните: только Вы способны помочь ребенку развиваться гармонично.