Личностно- ориентированная технология
"Технология"
(от греческого techne - искусство, мастерство, умение и logos - наука) -
совокупность приемов и способов получения.
Умело организованный процесс с использованием личностно- ориентированного
обучения позволяет ребенку быть не просто пассивным слушателем на занятиях, а
помощником воспитателя в увлекательной, разнообразной работе.
При личностно-ориентированном обучении на первое место выдвигается индивидуализация обучения
- процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной
учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная
деятельность дошкольников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие
эмоционально- духовной сферы, формирование качеств.
Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной личности.
Что следует понимать подобразованием?
Традиционно образование рассматривается как создание человека по образу и подобию.
Однако истинное, современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» - человека.
Личностно- ориентированное обучение активно завоевывает образовательное пространство.
Компоненты личностно-ориентированного взаимодействия позволяют ребенку
обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости
в жизни.
Личностно-ориентированная технология — это такая
воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в
центр воспитательного процесса
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса
на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его
индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному
участнику воспитательного процесса.
ПРИНЦИПЫ личностно- ориентированного обучения
- Подходить к каждому ребенку с "оптимистической гипотезой", т.е. опираться на лучшее в
нем, верить в его возможности.
- Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше.
- Отказаться от сравнения ребенка с другими детьми.
- Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности.
-Дать каждому ребенку ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
Личностно-ориентирванная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка
– обнимать утром при встрече, во время еды,подготовки ко сну, одевании и т.д;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур,
- четко реагировать на инициативу общения, потребность в поддержке;
- разговаривая с детьми, выбирать позицию на уровне глаз» - общаясь с ребенком,
присаживаться рядом, брать его на руки;
- в течении дня общаться не только с группой в целом, но и каждым
ребенком индивидуально.
- при организации совместных игр, помогать координировать свои действия, учитывать
желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность,
игру, смех, свободный разговор);
- мой голос не доминирует над голосами детей;
- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям
играть и общаться, используя мотивацию, игровые приемы;
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личности
ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии является
целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.