QUEST AS
AN INNOVATIVE METHOD OF TEACHING ENGLISH TO PRESCHOOLERS
МЕТОД КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное образование – первая ступень в длинной лестнице обучения и самообразования. Не стоит недооценивать этот этап в жизни малыша. Ведь оттого, какой багаж знаний и навыков будет у него
сформирован к 6-7 годам, зависит его дальнейшее обучение в школе.
Раннее обучение иностранным языкам ставит своей главной целью формирование у детей коммуникативной компетенции .
Раннее обучение во многом схоже с развивающим обучением и основывается на
принципах развития: культуросообразности – процесс усвоение нравственных норм и
общекультурных ценностей, необходимых для взаимодействия с представителями
других стран; принцип общения, которое рассматривается как средство усвоения
ценностей; природосообразности – учет когнитивных и психофизиологических
особенностей при обучении; и самостоятельности – способности получать знания в
процессе учебной и творческой деятельности
К началу изучения иностранного языка ребенок должен быть достаточно развит, этот период
определяется не возрастом дошкольника, а его психологическими и физиологическими
особенностями. Наиболее благоприятным периодом для начала изучения языка считается
период 6–7 лет.
Но что может мотивировать ребенка дошкольного возраста к изучению иностранного языка? Ответ на этот
вопрос учеными уже найден – это игра. Игровые методы широко используются в
обучении дошкольников, и позволяют реализовать все принципы раннего обучения, а
также учесть психологические особенности дошкольников. Процесс обучения через игры – это обучение без
сознательной затраты сил и времени, это обучение с удовольствием, которое
задействует эмоции, развивает воображение и мышление.
Использование иностранного языка в играх позволяет перейти на новый для
дошкольника язык, оправдывая это «правилами» игры.
Игра отвечает всем требованиям раннего обучения, позволяет учитывать в процессе
обучения психологические и физические особенности детей, мотивировать детей на
изучение языка.
В современном образовании существует множество игровых методов, позволяющих сделать процесс изучения английского языка увлекательным и интересным для дошкольников. В арсенале
педагогических средств различные игровые учебно-методические пособия,
интерактивная поддержка в виде аудиовизуальных средств, карточек с картинками,
а также компьютерных игр, способствующих обучению детей английскому языку, а также развитию – логического мышления, самостоятельности, скорости реакции. Нов наш чрезмерно компьютерный век, нам необходимо вернуться к тому, чему не может обучить ни один компьютер – живому общению, формированию коммуникативной
компетенции и готовности к построению коммуникации с представителями других
языков и культур.
Одним из инновационных форм обучения дошкольников является квест. Термин «квест» становится известным с 70-х годов прошлого века, когда он заимствуется разработчиками компьютерных игр из литературы в жанре фэнтези.
Квест – «quest» с английского языка переводится как «поиск, предмет поиска,
поиск приключений». Изначально под квестом понималось приключение с множеством
испытаний и трудностей, которые необходимо преодолеть для достижения цели,
одним из ярких примеров является миф о 12 подвигах Геракла. Таким образом, в
квесте должны присутствовать главные герои, цель поиска или приключения,
дополнительные персонажи, помогающие или мешающие героям, задания, в которых нужно проявить не только физическую силу,но и логическое мышление.
Квест позволяет наполнить игру множеством интересных и познавательных заданий, позволяющих участникам игры не только выполнять задания,
но и укрепить командный дух в детском коллективе, создать ситуацию успеха, и
сгладить соревновательные моменты между детьми.
В старшем дошкольном возрасте одна из наиболее интересных тем – это пиратские приключения
c поиском сокровищ.
Завязка:
Детям рассказывается легенда, в которой существуют 2 пирата – хороший и плохой. По легенде один из пиратов спрятал сокровища от ребят и зашифровал карту, и только те, кто сможет
разгадать все загадки пирата, вернет сокровища. Образ второго, злого пирата является
абстрактным, лично дети с ним не встречаются.
Реквизит игры: карта сокровищ с зашифрованными подсказками.
Команда движется в соответствии с заданиями в записках, в которых зашифровано то место, в котором их ждут задания. Команду сопровождает пират, принимающий на себя обязанности консультанта игротехника, готового дать подсказку или повести ситуацию в игре в нужном направлении. Квест объединен
единой темой, в рамках которой изучаются лексические единицы.
Рассмотрим пример использования метода квест с целью изучения лексических единиц по теме «Еда».
Первый этап: В помещении обязательно должен быть телевизор, проектор или другой экран для демонстрации видео. На видном месте находится пульт.
На первом этапе детям выдаются картинки с различными предметами еды (такой,
какую обычно любят дети, например, пицца, курица, картофель фри, молочный
коктейль, сок, мороженое и пульт).
Пират спрашивает детей, что это и выясняет, в наборе есть лишняя карточка – карточка с пультом, наводит детей на мысль о пульте. Дети используют пульт и запускают видео с песней/ видео
словарем по теме еда. Смотрят два раза, после чего Пират игротехник проводит
игру на распознавание и повторение слов.
Второй этап: Дети движутся соответственно по карте к следующему этапу. На данном этапе предлагается
собрать пазл из трех частей, содержащих в себе картинку и слово. В комнате
расположены «плакаты » со словами с одной пропущенной буквой и недостающей картинкой,
задачей команды является добавить букву (буквы прилагаются) и добавить (приклеить)
картинку к слову. Дети читают слова, при необходимости прибегая к помощи
инструктора Пирата.
Третий этап: Ребята смотрят видео, в котором Пират, спрятавший клад, рассказывает о своей любимой еде и
предлагает детям приготовить для него что -нибудь. В реквизите имеются
заготовки из цветной бумаги, из которых можно составить (склеить, собрать)
элементы еды, изученные на занятии, и сделать аппликацию на заготовке тарелки,
имеющейся у каждого ребенка. В конце рассказать об этом свои товарищам по
команде и Пирату, если ребята справились с заданием (а они должны справиться
при помощи хорошего Пирата). Включается видео со вторым «злым» пират, который
хвалит детские «блюда» и дает последнее задание – расставить карточки с картинками
и словами в алфавитном порядке и назвать их. Когда задание выполнено, дети получают подсказку, где можно найти
ключ от сундука, внутри которого находятся дипломы, сладкие подарки и словарь с
картинками с изученными словами.
Кроме того, метод квест использовался при изучении следующих тем: «Дом», «Животные», «Семья»,«Игрушки».
Применение данного метода в процессе обучения английскому языку детей дошкольного возраста
позволяет нам сделать вывод о том, что квест является инновационным приемом среди игровых методов
обучения, который еще не получил широкого развития в дошкольных
образовательных программах, несмотря на факторы, определяющие данный метод, как
успешный в раннем обучении: сюжетная игра с определенной целью, для достижения
которой необходимо принять правила игры, и выстраивать иноязычную коммуникацию.
Выполнение заданий способствуют развитию навыков аудирования и чтения на
иностранном языке, поиск решений проблемных ситуаций активизирует логическое и
творческое мышления дошкольника, способствуя его всестороннему развитию.