"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ  БАСҚАРМАСЫНЫҢ  СТЕПНОГОРСК  ҚАЛАСЫ БОЙЫНША   БІЛІМІ  БӨЛІМІ  ЖАНЫНДАҒЫ СТЕПНОГОРСК ҚАЛАСЫНЫҢ "АЙГӨЛЕК" №1 БАЛАБАҚШАСЫ"  МЕМЛЕКЕТТІК  КОММУНАЛДЫҚ  ҚАЗЫНАЛЫҚ  КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КОММУНАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ПРЕДПРИЯТИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 "АЙГӨЛЕК"  ГОРОДА СТЕПНОГОРСК ПРИ ОТДЕЛЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ СТЕПНОГОРСК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Бiз әлеуметтік желідеміз

                       

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

12.02.2018

       На

сегодняшний день перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача

создания, апробации и внедрения новой модели образования, основные принципы

которой указаны в " Государственной программе развития образования

Республики Казахстан на 2011 – 2020"г.  Данная  программа 

определяет образование   в  качестве национального приоритета.

Нравственное  воспитание выступает

неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего 

поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных 

сферах  жизни.

     О важности

приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение

к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно

акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением

и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Образование сегодня должно заботиться о создании и

сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное

взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности

прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

    Дошкольный

возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные

возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и

чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства

любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь

может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не

сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность,

ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном

возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет

сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания

как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и

богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде,

чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и

ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека.

Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими

ценностями, зародить интерес к истории Казахстана.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка —

сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных

чувств.

   Чувство

Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям —

к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит

перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И

хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и

любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с

детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное

значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных

фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям

такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и

т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою

Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

         Продолжением

данной работы является знакомство детей с уроками нравственности.

Однако следует подчеркнуть,

что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может

видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

       Неверно

полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к

Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с

безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно,

чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи.

(Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых

предков? и т.д.)

       Показать через малое большое,

зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что

важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет

способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию

любви к своей стране.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть

интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за

свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к

культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета

кожи и вероисповедания.

          

Патриота может воспитать только патриот, любящей свою Родину, признающий

и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того,

чтобы Родиной можно было гордиться.

          В

соответствии с этим возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную

кропотливую работу. Народная пословица гласит:

«Доброе семя в добрую пору

приносит добрый плод».

Таким образом, правильно организованная и главное

систематическая работа по нравственно

- патриотическому воспитанию  в детском саду будет во

благо и детям, и их родителям, и педагогам.

       В последнее время  идет переосмысление сущности

нравственного  воспитания: идея

воспитания нравственности и гражданственности, приобретая все большее

общественное значение, становится задачей государственной важности. Следует

отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме

воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных

национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств.

Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике

стали изучаться вопросы гражданственности, краеведения как средства

патриотического воспитания. Изменились ведущие методологические подходы к

данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы. Безусловно,

гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую

очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся

рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого

населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно

в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других

национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о

своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,

характер труда и т.д.

       Воспитывая у детей любовь к родному

городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица Родины.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому

воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно

сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому

человеку в отдельности.

 Что же касается национального,

интернационального, общечеловеческого, то эти понятия взаимосвязанные и

взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое

всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится

значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами.

     Нравственное  воспитание придает личности самобытность,

индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью.

Ребенок, способный правильно оценить и

понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба,

справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет

гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в

общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не

поддается негативному воздействию извне.

           

Нравственно-духовное воспитание дошкольников особенно важно, потому как

именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению

нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса

формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание

школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс

усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем

будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания

ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение

взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения,

как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет

определять нравственно-духовное воспитание личности ребенка, является

установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства,

эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль,

они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к

ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее

и богаче. Нравственно-духовное воспитание дошкольников определяется тем, что в

этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в

обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных

и невербальных средств. В то же время ребенок учится сдерживать себя в

проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего,

малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он

овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую

в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды

дошкольника самым тесным образом связано с его нравственно-духовным воспитанием

и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает

понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности,

дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни

продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником

ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего

поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственно-духовное воспитание в

дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые

моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная

норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда

обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственно-духовное

воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее

значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он

развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственно-духовном

воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень

быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве

общепринятой нормы.

Просмотров: 847


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст