На
сегодняшний день перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача
создания, апробации и внедрения новой модели образования, основные принципы
которой указаны в " Государственной программе развития образования
Республики Казахстан на 2011 – 2020"г. Данная программа
определяет образование в качестве национального приоритета.
Нравственное воспитание выступает
неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего
поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных
сферах жизни.
О важности
приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение
к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением
и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Образование сегодня должно заботиться о создании и
сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное
взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности
прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Дошкольный
возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные
возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и
чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства
любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь
может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не
сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность,
ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном
возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет
сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания
как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и
богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде,
чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и
ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека.
Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими
ценностями, зародить интерес к истории Казахстана.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка —
сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных
чувств.
Чувство
Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям —
к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И
хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и
любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных
фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям
такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и
т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою
Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Продолжением
данной работы является знакомство детей с уроками нравственности.
Однако следует подчеркнуть,
что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может
видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Неверно
полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к
Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с
безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно,
чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи.
(Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых
предков? и т.д.)
Показать через малое большое,
зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что
важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет
способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию
любви к своей стране.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть
интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за
свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета
кожи и вероисповедания.
Патриота может воспитать только патриот, любящей свою Родину, признающий
и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того,
чтобы Родиной можно было гордиться.
В
соответствии с этим возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную
кропотливую работу. Народная пословица гласит:
«Доброе семя в добрую пору
приносит добрый плод».
Таким образом, правильно организованная и главное
систематическая работа по нравственно
- патриотическому воспитанию в детском саду будет во
благо и детям, и их родителям, и педагогам.
В последнее время идет переосмысление сущности
нравственного воспитания: идея
воспитания нравственности и гражданственности, приобретая все большее
общественное значение, становится задачей государственной важности. Следует
отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме
воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных
национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств.
Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике
стали изучаться вопросы гражданственности, краеведения как средства
патриотического воспитания. Изменились ведущие методологические подходы к
данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы. Безусловно,
гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую
очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся
рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого
населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно
в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других
национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о
своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,
характер труда и т.д.
Воспитывая у детей любовь к родному
городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица Родины.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому
воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно
сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности.
Что же касается национального,
интернационального, общечеловеческого, то эти понятия взаимосвязанные и
взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое
всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится
значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами.
Нравственное воспитание придает личности самобытность,
индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью.
Ребенок, способный правильно оценить и
понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба,
справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет
гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в
общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не
поддается негативному воздействию извне.
Нравственно-духовное воспитание дошкольников особенно важно, потому как
именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению
нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса
формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание
школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс
усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем
будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания
ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение
взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения,
как важного правила в отношениях между людьми.
В младшем возрасте стержнем, который будет
определять нравственно-духовное воспитание личности ребенка, является
установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства,
эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль,
они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к
ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее
и богаче. Нравственно-духовное воспитание дошкольников определяется тем, что в
этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в
обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных
и невербальных средств. В то же время ребенок учится сдерживать себя в
проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего,
малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он
овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую
в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Становление эмоциональной среды
дошкольника самым тесным образом связано с его нравственно-духовным воспитанием
и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает
понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности,
дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни
продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником
ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего
поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Итак, нравственно-духовное воспитание в
дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые
моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная
норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда
обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственно-духовное
воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее
значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он
развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственно-духовном
воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень
быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве
общепринятой нормы.