«Домашнее задание – как средство преодоления речевых нарушений»
Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и
родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников,
а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и
коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и
родителей относятся: формирование
мотивации к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития
речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении
домашних заданий.
Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной
деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного
руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и
коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у
дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки
самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается
ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается пройденный на занятиях у логопеда материал.
Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом
зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к
выполнению «домашних заданий» логопеда.
С самого начала необходимо каждому родителю очень
четко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь может быть
две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как
школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у
него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к
этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным.
Родители должны понять, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра
они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности,
ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и
надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И,
конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка
увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала
мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману –
потом это обернется против самих родителей.
Нужно,чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если
домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители.
Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо, усвоить следующую мысль: если сейчас дети
решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли
принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем
никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.
Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы
для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом,
так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой
патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления
ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в
свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр,
прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать
устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему
полноценному школьному обучению.
Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше
проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут
организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность
занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на
многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку
поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают
и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять
рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания,
наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое
внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в
школе. Выполнение данных заданий
вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками
в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал,
автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма. Отсутствие повторения дома и
закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности
коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат
работы будет минимальным.
При выполнении домашнего задания у многих родителей
возникают традиционные проблемы.
Дети - дошкольники: · не знают или забывают, что задано на дом;
· не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
· тратят много времени на его выполнение;
· делают работу не полностью;
· допускают много ошибок.
Родители
дошкольников:
· невнимательно читают домашнее задание;
· не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
· забывают напомнить ребенку про домашнее
задание;
· не приходят к
логопеду для консультации, по выполнению
домашнего задания с ребенком в семье.