«Качество организации коррекционной работы в логопедических группах
ГККП «Д/сад №1 «Айголек»
Возможность человека жить
полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями,
с умением говорить и общаться. Язык
является главным средством и
основным инструментом человеческих
отношений. Спецификой нашей дошкольной
организации №1 «Айголек» является
развитие речи на протяжении всего учебно- воспитательного процесса.
На сегодняшний день в 6 логопедических
группах детского сада зачислено 120 детей ,имеющих тяжелые речевые нарушения. общее недоразвитие речи
(ОНР- I, II уровня) , сенсо- моторная алалия,
псевдобульбарная дизартрия.
Коррекционно- образовательная среда
формируется целой командой педагогов и специалистов, работающих в
междисциплинарном сотрудничестве, включенных в единую организационную модель и
владеющие единой системой методов. В
состав команды входят логопеды, педагог-психолог, инструктора по физической
культуре, музыкальные руководитель, медицинский
работник ,воспитатели.
На
каждого ребенка логопед составляет индивидуальный план коррекционного воздействия, заполняет речевые карты. Проводит индивидуальные
и фронтальные занятия по развитию речи, основам
грамоты и письма, произношению, направленные на коррекцию выявленных
нарушений: звукопроизношения, развитие фонематического слуха, лексико-
грамматического строя речи, обогащение
словаря, развитие связной речи.
Большое значение как в устной,так и письменной речи ребенка
имеет зрелость развития руки. В своей работе логопеды используют игры для
пальчиков на аппликаторе Кузнецова, Су-Джок, самомассаж как мощный
биологический стимулятор, воздействующий на сократительные способности кисти рук.
Педагоги развивают мелкую и общую моторику детей, используя специальные игры и
упражнения: лепка из соленого теста и пластилина ,шнуровка, переборка круп ,
«показ стихотворения» -ребенок показывает руками все, о чем говорится в
стихотворении.
В своей работе логопеды используют логосказки, с
помощью которых происходит создание благоприятной психологической атмосферы. Обогащение
эмоционально- чувственной сферы детей, развитие диалогической и монологической речи, приобщение детей к
красоте художественного слова, народному фольклору.
Коррекционно-образовательную работу с
детьми педагоги строят с учетом
индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Выбор
формы проведения занятий, зависит от вида образовательной деятельности и
возраста детей.
Формы, работы, методы, приемы, применяемые
каждым специалистом на занятиях, носят системный характер, которые чередуются
на каждом занятий. В своей работе педагоги используют метод дробления задания
на короткие отрезки и предъявляют ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно
четко и конкретно.
В
системе коррекционного образования
используются музыкальные средства
воспитания с целью совершенствования
ритмико – мелодической стороны устной речи, развития слухового восприятия и
слуховой памяти дошкольников. Музыкальные
руководители Преснякова Л.Г., Керейбаева А.К. учитывает при отборе
материала психофизические и речевые способности детей, практикует элементы звукотерапии.
Особое внимание уделяется созданию здоровьезберегающего воспитательного пространства. Инструкторы по
физическому воспитанию О. Корунец, Э. Остонова
ведут занятия по
совершенствованию психомоторных
процессов у детей. Применяют современные подходы и методики организации и проведения физкультурных
занятий : сюжетные , тематические , занятия- тренировки. А так же используют
кинезиологические упражнения, которые
включают в себя следующие упражнения:
растяжка, дыхательные, для развития
мелкой моторики, на релаксацию.
Одним из основных методов положительного
воздействия на детей является работа
с семьей. Многие из них считают, что с коррекционной работой можно подождать.
Ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить. Играть.
Общаться со сверстниками. В таких случаях
специалисты объясняют родителям о необходимости и пользе своевременной коррекционно-
развивающей помощи ребенку.
Главное-родители
должны оценить возможности ребенка с нарушениями речи и его успехи ,заметить пусть незначительный
прогресс. Только совместная работа педагогов и семьи по развитию речи детей приведет к положительным результатам: в
2017-2018 учебном году выписано 42
ребенка с тяжелыми нарушениями речи, из них с улучшением 29 детей - 69%, с чистой речью- 13детей – 31%.